Памятка классному руководителю
1. Советы классному руководителю по основным
направлениям его деятельности
Главной функцией в работе классного руководителя
является защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных
и физических сил. Защита ребенка означает не только оказание ему помощи в
разрешении проблем сохранения и укрепления здоровья, обучения, взаимоотношений
с родителями, учителями, товарищами, но и создание возможностей для раскрытия в
себе всего лучшего, развития его способностей. Такая позиция педагога и
является основополагающей в работе с детьми.
1.1. Деятельность классного руководителя по
обеспечению здоровья школьников
Если вы хотите, чтобы ребенок был физически здоровым,
то вам необходимо самому овладеть физической культурой, знать свой организм,
уметь поддерживать его в здоровом состоянии. Кроме того, педагог должен знать
психологические и физиологические особенности развития ребенка на разных
возрастных этапах, знать основные признаки физиологических расстройств
организма детей, разбираться в причинах возникновения отклонений в здоровье,
заниматься самообразованием в этой области.
А) Индивидуальная работа классного руководителя
Классный руководитель в течение всех лет работы с
классом должен изучать состояние здоровья и особенности развития каждого
ребенка. Для этого необходимо регулярно знакомиться с медицинскими картами учеников,
«листками здоровья», в которых врачи указывают патологические, хронические
заболевания учащихся, а также консультации врача. Совместно с психологом
классный руководитель проводит тестирования, позволяющие выявить черты
характера ученика, определить темперамент и другие особенности его личности, а
также ведет наблюдение за поведением каждого учащегося. Все это позволяет
классному руководителю и учителям определить для каждого ученика посильные
требования, которые соответствуют состоянию его здоровья и личностным
особенностям.
Совместно со
школьным врачом (медицинским работником) и родителями классный руководитель
помогает ученику самостоятельно организовать свой режим жизни.
Б) Работа с классным коллективом
Классный руководитель помогает врачам и непосредственно
участвует в проведении диспансеризации учеников своего класса.
Ведет работу по профилактике различных заболеваний,
проводит с учащимися беседы о необходимости соблюдения режима дня, о личной
гигиене человека, учит методикам релаксации (расслабления), проводит
физкультминутки на уроках и переменах.
Разъясняет социальные и физиологические последствия
наркомании (беседы, просмотр учебных фильмов, встречи с врачом-наркологом).
Проводит профилактическую работу по предупреждению
несчастных случаев.
Организует спортивные соревнования и игры, экскурсии и
походы.
1.2. Общение классного руководителя
Если классный руководитель хочет понять положение
каждого ребенка в различных сферах общения: в семье, в школе, во внешкольной
среде; корректировать отношения между детьми, то ему необходимо самому владеть
коммуникативной культурой, которая включает в себя умение объективно
воспринимать окружающих людей, развитую рефлексию (самоанализ), свободное
владение речью.
Вся работа классного руководителя по формированию у
детей культуры общения не даст положительных результатов, если она
осуществляется без соблюдения норм нравственности во взаимоотношениях. Проблема
нравственности должна пронизывать все сферы деятельности педагога. Формирование
и развитие личности ребенка на фундаменте общечеловеческих ценностей - вот
основа творчества учителя.
А) Индивидуальная работа классного руководителя
Прежде всего классный руководитель должен изучить
ребят, их взаимоотношения, проблемы в общении. Для этого во время бесед с
родителями необходимо понять, каковы особенности среды, в которой воспитывается
ребенок, каков доминирующий стиль взаимоотношений родителей с ним, каково
положение ребенка в семье, каковы наследственные черты характера.
Классный руководитель проводит тестирование и
социометрические исследования, выявляющие взаимоотношения ребят в классе, в
частности отношения мальчиков (юношей) и девочек (девушек), «лидеров» и
«изгоев» класса. Изучая индивидуальные черты характера ребенка, наблюдая за ним
в различных жизненных ситуациях, классный руководитель стремится понять
ученика, выявить его проблемы и помочь разрешить их, т.к. неблагоприятное
положение ребенка может привести к появлению психических комплексов,
способствовать возникновению психологических срывов, что ставит под угрозу его
здоровье, а значит, и его развитие.
Изучив особенности общения ребенка, классный
руководитель должен очень тактично помочь ему в разрешении коммуникативных
проблем, создать условия для коррекции отношений ученика с одноклассниками,
взрослыми, создать условия для самоутверждения в коллективе. Если вы хотите
достичь успеха, то не надо морализировать; попробуйте объяснить последствия
поступка, покажите, как он отразится на близких для ребенка людях и на нем
самом. Доверительные беседы помогают ученику приобрести уверенность в своих
силах, показывают, что он имеет шанс для исправления отрицательных черт.
Б) Работа с классным коллективом
Деятельность классного руководителя в сфере общения с
классом имеет цель сформировать у детей коммуникативную культуру, создать
благоприятный психологический климат в классе. Для этого целесообразно
разработать Программу общения, в которую можно включить:
• коллективные творческие дела: «Огоньки», «КВНы», походы, дискуссии, вечера
отдыха и т.д., направленные на развитие речи, анализа и планирования
коллективных дел и своей позиции, способности эмоционально отзываться на
переживания товарищей, других людей;
• практикумы по этикету, где бы ребята учились находить адекватный стиль
общения, изучили правила поведения в обществе;
• беседы и дискуссии;
• тренинги общения с привлечением школьного психолога;
В) Участие в общешкольных делах и работа в микрорайоне
Классный руководитель не должен ограничивать общение
ребят только рамками своего класса. Это может привести к появлению группового
эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с параллельным, старшим или младшим
классом, участие в общешкольных делах, в различных секциях, праздниках,
походах, трудовых десантах, озеленении школы, участие в районных праздниках
помогают ребятам расширить рамки общения, знакомиться с новыми людьми, ощущать
себя частью большого мира.
1.3. Деятельность классного руководителя в сфере обучения
А) Индивидуальная работа классного руководителя.
Чтобы помочь ребенку в обучении, классному
руководителю необходимо выяснить его учебные возможности, а именно:
- особенности мышления, умение выделять главное;
- самостоятельность, умение рационально планировать
свою учебную деятельность;
- интересы, склонности;
- уровень работоспособности;
- знание пройденного ранее учебного материала;
- а также особенности его учебной мотивации, в
частности:
- осознание необходимости учебной деятельности;
- мотивы улучшения качества обучения.
Необходимо выявить причины отставания в учебе, в числе
которых могут быть:
- состояние здоровья;
- отсутствие бытовых условий, способствующих
качественному выполнению домашних заданий;
- пробелы в знаниях и умениях, отсутствие определенных
учебных навыков;
- недостатки преподавания;
- отсутствие интереса к предмету;
- проблемы, связанные с волевой сферой;
- невнимательность.
Некоторые из перечисленных причин классному
руководителю может помочь выявить педагог-психолог. Также он способен оказать
помощь в проведении тестирований на выявление познавательных интересов,
способностей, особенностей мышления, памяти, внимания и воли.
Беседы с родителями также способствуют объяснению
некоторых особенностей развития ребенка. Важно понять, каким образом ученику
помогают его родители; заставляют ли его делать домашние задания или он
выполняет их сам, каким образом стимулируется успешная учеба дома, какая помощь
семье необходима от учителя. Совместно с родителями классный руководитель
способствует развитию у ребенка познавательных интересов. С этой целью
проводятся обсуждения фильмов, телепередач, книг, сочинение сказок и рассказов,
наблюдения за природой.
Немаловажное значение имеет и то, в какой степени
ребенку помогают учиться его одноклассники, товарищи; в какой степени он сам
способен оказать помощь в учебе другим.
В результате сбора информации классный руководитель
имеет значительный материал, характеризующий индивидуальные учебные возможности
ребенка, особенности его учебной мотивации, что дает ему возможность
целенаправленно строить свою индивидуальную работу с учеником. Такая информация
необходима и для организации совместной работы классного руководителя с
учителями-предметниками по оказанию помощи учащемуся. С этой целью
рекомендуется проводить педагогические консилиумы учителей, работающих в данном
классе, организовывать консультационную помощь по предметам для нуждающихся в
ней ребят.
Б) Работа с классным коллективом
Классный руководитель организует с учащимися класса
познавательные беседы и игры (заочные путешествия, викторины и т.д.), экскурсии
- в библиотеки, музеи, театры с последующим обсуждением увиденного и
услышанного. Он проводит диспуты, помогающие развивать диалогическое мышление,
нащупывать свой взгляд на мир, мыслить с самим собой, выдвигать необычные
гипотезы, подкреплять их мыслительными экспериментами.
В) Участие в общешкольных делах
Классный руководитель оказывает помощь в проведении
общешкольных предметных олимпиад, конкурсов знатоков, тематических предметных
вечеров и других внеклассных мероприятий по изучаемым дисциплинам.
1.4. Организация досуга
Досуг - это время отдыха учащихся и одновременно время
развития их многообразных способностей и интересов, время общения с различными
людьми. При организации досуга классному руководителю необходимо соблюдать
следующие правила:
- формы и содержание досуга не навязываются
школьникам, а добровольно выбираются ими;
- досуговая деятельность строится на основе
самоуправления, ребята сами выступают организаторами своего досуга;
- разумно чередуются нагрузки и формы организации
досуга (например, от шумной дискотеки - к спокойному общению школьников в
кругу).
А) Индивидуальная работа классного руководителя
Чтобы помочь ученикам интересно и разумно организовать
свой досуг, необходимо:
• изучить потребности ребят, их интересы (путем индивидуальных бесед,
наблюдений на переменах, в классных делах, вне школы; путем тестирования, от
товарищей по классу, друзей, из бесед с родителями);
• выяснить, в каких кружках и секциях они занимаются и соответствуют ли
занятия в кружках, секциях психофизиологическим, физическим, интеллектуальным,
коммуникативным возможностям ребенка.
Выявив индивидуальные интересы ребят и их возможности,
классный руководитель должен помочь ученикам в решении их проблем, в выборе
кружков, секций, клубов (тем, кто еще нигде не занимается, но хочет).
Б) Работа с классным коллективом
Классный руководитель строит совместно с детьми
деятельность класса по организации досуга таким образом, чтобы она была
разнообразной и значимой для ребят, направленной на формирование культуры
проведения свободного времени, культуры общения и труда путем:
- расширения познавательного и культурного кругозора
учащихся с помощью всех доступных форм (экскурсии, предметные вечера, встречи,
диспуты, конкурсы, посещение кино и театров и т.д.);
- участия в общественно значимой деятельности
(экологической, охране памятников и т.п.);
- организации активного отдыха (спортивные праздники,
игры, соревнования, туристические походы, экскурсии в лес, парк и т.д.);
- укрепления связей семьи и школы (семейные клубы,
праздники, кружки, семейные беседы, вечера отдыха и т.д.);
- изучения обычаев, обрядов (участие в народных
праздниках, организация кружков народной игрушки, рисунка, традиций,
историческое краеведение, беседы и т.д.);
- участия в государственных и национальных праздниках,
в поисковой работе;
- организация коллективной творческой деятельности
класса (творческие дела, «коммунарские сборы»);
- организация добровольной трудовой деятельности с
элементами экономической целесообразности, работа в летних трудовых лагерях и
т.п.
Досуг - важнейшая сфера развития самоуправления детей
школьного возраста. Классный руководитель создает условия для развития
самоуправления, принимая участие в работе органов самоуправления своего класса,
тактично направляя работу лидеров, не ущемляя их самостоятельности и
активности. Совместно с учениками планирует, организует и анализирует
коллективную творческую деятельность в классе.
Учитывая, что в досуговой деятельности ярко
проявляется индивидуальность, творческие возможности и нравственные качества
школьников, классный руководитель внимательно наблюдает за детьми и использует
новую информацию о них в своей работе.
В) Участие в общешкольных и городских делах
Классный руководитель не должен изолировать свой класс
от школьной жизни (это может привести к групповому эгоизму). Поэтому каждый
конкретный класс, как и другие классы, участвует:
- в общешкольных праздниках, трудовых акциях,
городских мероприятиях;
- в разработке плана общешкольных мероприятий,
экскурсионной, туристической работы.
Актив класса работает в содружестве с органами
общешкольного самоуправления.
Досуговая деятельность класса осуществляется как часть
целого - всей воспитательной